+7 495 780-49-80

(Москва)

+7 800 777-49-80

Бесплатный по России

Москва, ул. Чаплыгина, д. 22, с 09:00 до 18:00
Отвечаем на звонки с 09:00 до 21:00

Лицензия ФСБ – основной контролер на рынке электронного документооборота

Оператор электронного документооборота – понятие не новое. В настоящее время отечественный рынок электронного документооборота представлен как минимум 80 миллионами таких компаний. До недавнего времени большинство из них использовало самые разные средства защиты информации, пересылаемой при помощи электронных документов. Фигурировала среди многочисленных требований к таким компаниям-операторам и лицензия ФСБ.

Требования в отношении наличия лицензии ФСБ у оператора ЭДО (электронного документооборота) актуальны и сегодня. В частности компания-оператор обязана иметь соответствующий разрешительный документ для разработки информационных систем и шифрования информации, в том числе и с целью предоставления услуг связи по передаче данных.

Электронный документооборот – это движение документов, созданных при помощи компьютеров с использованием разных степеней защиты. Сегодня ЭДО –незаменимый инструмент как в предпринимательстве, так и в органах исполнительной власти. Основным ключом для заверения подлинности и актуальности документов, как и прежде, остается подпись их автора. Только в случае ЭДО она не обычная, а электронная. Именно по электронной подписи определяют, кому принадлежит тот или иной электронный документ.

Преимуществ электронного документооборота масса. Он более безопасен и эффективен, освобождает массу времени. Доступ к таким документам ограничен. Предоставляет возможность быстро найти нужную информацию. Однако данные статистики подтверждают мизерную популярность ЭДО – всего 6% предпринимателей используют электронный документооборот для отчетности. Но оптимистичные прогнозы говорят о 23% пользователей ЭДО к 2018 году. Отметим, что это только данные, касающиеся юрлиц.

Электронный документооборот собственными силами через лицензию ФСБ

Если еще совсем недавно отослать электронные документы можно было только с помощью посреднических услуг компаний-операторов, получивших лицензию ФСБ, то сегодня сделать это можно самостоятельно. Не обязательно оплачивать соответствующие услуги. Получить разрешение Ростехнадзора или другие разрешительные документы с этой целью нет необходимости. Государство вовсе не против того, чтобы участники рынка электронного документооборота, как говорится, на свой страх и риск осуществляли обмен документами с контрагентами напрямую. Кстати, для этих целей давно разработано огромное количество сервисов. Их число не перестает добавляться. Начиная с файлообменных сервисов и всевозможных планировщиков, заканчивая социальными сетями.

Для обеспечения должной степени защиты передаваемых в электронных документах данных необходимо заблаговременно позаботиться о приобретении сертификатов квалифицированной электронной подписи. Делается это в удостоверяющих центрах, формирующих сертификаты ключей ЭП. Полностью перейти на ЭДО во взаиморасчетах и ведении отчетности с контрагентами поможет заключение соответствующего соглашения. Такое заключение можно не заключать в случае использования контрагентом аналогичной цифровой подписи. А для обеспечения сохранности и безопасности передаваемых и получаемых данных на рабочее место рекомендуют установить средства криптографической защиты информации, сертифицированные ФСБ России.

Источник: Атомпромтехнологии

Дата: 27.09.2015