+7 495 780-49-80

(Москва)

+7 800 777-49-80

Бесплатный по России

Москва, ул. Чаплыгина, д. 22, с 09:00 до 18:00
Отвечаем на звонки с 09:00 до 21:00

Положение о лицензировании в области атомной энергии

Объекты атомной отрасли могут таить в себе опасность радиационного заражения, поэтому правительство уделяет повышенное внимание обеспечению безопасности их работы и предотвращению возникновения внештатных ситуаций.

До введения административной реформы 2004 года официальным надзорным ведомством России в области ядерной и радиационной безопасности являлся Госатомнадзор. Он имел функции исполнительной власти и нес ответственность за лицензирование в атомной отрасли. В компетенции Госатомнадзора было регулирование и контроль безопасности при использовании ядерной энергии как в мирных, так и в оборонных целях.

Позже путем слияния Федеральной службы по атомному надзору и Федеральной службы по технологическому надзору было образовано новое ведомство – Ростехнадзор, в зону ответственности которого вошла вся общепромышленная атомная отрасль. Контроль за оборонным ядерным комплексом и импорт атомных технологий за границу были переданы Государственной корпорации «Росатом».

На сегодняшний день термин «атомная лицензия» (или лицензия ГАН) является общим понятием и широко применяется в бизнес-среде для обозначения целого ряда разрешительных документов.

Основным документом, регламентирующим обращение с атомными объектами в нашей стране, стал Федеральный закон 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положение о лицензировании в области атомной энергии было введено Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 280 (ред. от 26.11.2016). Данные правовые документы устанавливают порядок лицензирования, а также дают определение основным терминам, используемым при взаимодействии российских организаций с федеральными ведомствами: лицензирование, условия действия лицензии, лицензируемый вид деятельности, соискатель лицензии, лицензиат, оборудование и др.

В частности, нормативные акты выделяют три класса безопасности оборудования по степени влияния на объекты атомной отрасли. Надзорные ведомства имеют право запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления сведения и документы, требующиеся для организации и проведения процесса лицензирования. Кроме того, они могут санкционировать проверки (инспекции) соискателей лицензий и лицензиатов, а также объектов деятельности. По итогам контрольных мероприятий инспекторы уполномочены выдавать предписания об устранении нарушений условий действия лицензий, а также принимать необходимые меры по недопущению административных правонарушений и привлечению виновных к соответствующей ответственности.

Источник: Атомпромтехнологии

Дата: 08.06.2017